ФЭНДОМ

Bodyshape
Anatom

Афалина (Tursiops truncatus)

Skelet
Skull

Череп дельфина

Скелет китов губчатый, позвоночник слабо дифференцирован. В позвоночнике от 41 до 98 позвонков, образующих 4 отдела: шейный (очень короткий, но всегда из 7 свободных или сращенных позвонков), грудной, поясничный и хвостовой. Грудной отдел несет 10-17 пар ребер, из который только первые 2-8 пар сочленяются с грудиной. Межпозвоночные диски придают позвоночнику, особенно его хвостовой части, большую подвижность.

Утрата задних конечностей, крестцового отдела позвоночника и таза увеличивает свободу движения хвостового стебля и позволяет рождать очень крупных и развитых детенышей. К паре небольших косточек, оставшихся от таза, у самцов прикрепляются пещеристые тела копулятивного органа, а у самок — мышцы, расширяющие влагалище. Плоские грудные плавники поддерживает укороченная плечевая кость, 2 короткие кости предплечья и многочисленные косточки кисти, в которой 4 или 5 пальцев с увеличенным числом фаланг. Ключица исчезает, лопатка веерообразной формы. Череп устроен так, чтобы дыхание совершалось при выставлении ноздрей из воды без изгибания шеи (ноздри смещены на темя). Верхнечелюстные, межчелюстные и нижнечелюстные кости удлинены в связи с развитием многочисленных одновершинных зубов. Умеренно развитый «клюв» чётко ограничен от выпуклой лобно-носовой (жировой) подушки. Череп достигает в длину 58 см. Нёбо плоское, без боковых желобов. Носовые кости уменьшены, теменные сдвинуты в бока так, что верхнезатылочная кость соприкасается с лобными. Носовой канал большинства видов соединен с особыми воздушными мешками и вместе с ними выполняет роль звукосигнального органа.

Под слоем жира в задней половине или трети тела расположены две молочные железы, каждая с соском. Соски у китообразных помещаются в двух продольных кожных карманах по бокам от мочеполовой щели и только у кормящих самок выступают наружу.

Окраска тела сверху темно-бурая, снизу светлая (от серой до белой); узор на боках тела непостоянен, часто совсем не выражен.

Спинной плавник Править

Btlblow4
Как и хвостовой плавник, состоит из фиброзной соединительной ткани. Не содержит костей или хрящей. Может выполнять роль киля. Спинной плавник высокий, на широком основании, сзади полулунно вырезан. Спинной плавник так же играет роль в терморегуляции.

У афалин спинной плавник слегка загнут назад. Форма может быть разнообразной.

Ласты (грудные плавники) Править

Pectoralflipper
Передние конечности далеких предков дельфинов модифицировались в грудные плавники или ласты, веслообразные, хорошо обтекаемые и в поперечном сечении имеющие форму вытянутой капли: у основания широкие, к концу заостряются, по переднему краю выпуклые, а по тонкому заднему вогнутые. Это увеличило маневренность в плотной водной среде. Грудные плавники сохранили скелетную структуру типичной пятипалой конечности млекопитающего.

Они выполняют роли рулей высоты, поворота, торможения, балансировки. Приспособление передних конечностей к плаванию повлекло за собой увеличение кисти, запястья, предплечья. Они покрыты общим кожным покровом и образуют гребную лопасть. Пальцы, кисть, пястье, запястье, предплечье неподвижно фиксированы хрящевой и соединительной тканью.

Грудные плавники играют большую роль в терморегуляции.

Хвостовой плавник Править

Плавник дельфина

Пищеварительная система Править

Ventriculus

Рис 2. продольный разрез желудка афалины (Tursiops truncatus) 1-пищевод; 2-преддверие; 3-передний отдел; 4-ostium medius; 5-средний отдел; 6-соединительный канал; 7-пилорический отдел; 8-печеночно-поджелудочный проток; 9-двенадцатиперстная кишка, образующая ампулу.

Добычу китообразные заглатывают обычно только живую, целиком, без пережевывания. Китообразные очень прожорливы. Желудок их многокамерный, состоит из трех основных отделов. Первый отдел (безжелезистый) — с ороговевшим наружным слоем эпителия — представляет собой нижнее (у некоторых видов двураздельное) выпячивание пищевода и служит для мацерации (размягчения) и механической обработки пищи. Второй отдел (кардинальный) — иногда дву-, трехраздельный, складчатый, сильно растяжимый — обильно снабжен железистыми клетками, выделяющими пищеварительные соки с пепсином и соляной кислотой. В первом и во втором отделах бывают окатанные и твердые булыжники и галька, которые играют роль жерновов. Третий отдел (пилорический) представляет собой расширенную переднюю часть двенадцатиперстной кишки.

Длина кишечника превышает длину тела в 4-5 раз (у гангского дельфина и бутылконоса), в 12-16 раз (у кашалотов) и даже в 32 раза (у лаплатского дельфина). Кал всегда жидкий. Желудок способен растягиваться.

Главная пища афалины — рыбы разных видов. Так рацион черноморской афалины состоит из следующих видов рыб: ставрида, анчоус, пикша, камбала, кефаль, лобан, барабуля, умбрина, хамса, пеламида, морские ерши, скаты, а также осьминоги, креветки, акулы, угри и головоногие моллюски. Способ охоты на добычу зависит от рода рыб. На рыбу, ведущую дневной образ жизни, дельфины в основном охотятся стаями, а в охоте на рыбу, ведущую ночной образ жизни, охотится меньшее количество дельфинов. Взрослая афалина может съедать 8—15 кг рыбы в день.

Охота Править

Дельфины помогают друг другу во время охоты. Объясняясь с помощью свистов, они вместе окружают косяк, не давая рыбам уплыть. Считается, что дельфины используют звуки также и с целью дезориентации и оглушения рыб.

Загон дельфинами

Загон рыбы: Б — между двумя группами дельфинов, А — окружение стаи
(по: Белькович и др., 1978)

Загон индийскими афалинами

Схематическое изображение загона рыбы у индийских афалин А, Б — лидирующие животные регулируют поведение стада во время охоты
(по: Tayler, Saayman, 1972)

Если рыбы достаточно, то дельфины охотятся днём. Когда рыбы становится мало, дельфины охотятся на осьминогов и рыбу, обитающую на дне. Делают это в ночное время, когда осьминоги и донные рыбы ведут активный образ жизни. В ночной ловле обычно участвует меньше дельфинов, чем в дневной.

Литература Править

Томилин А. Г. «Снова в воду» изд. «Знание» Москва 1984 г.; «Жизнь животных», в т.7 /Млекопитающие/-Под ред. В. Е. Соколова.- 2-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 1989 г.- 558 c.

Ш • П • К  Статьи по биологии дельфинов
Анатомия дельфинов  •  Органы чувств дельфинов  •  Что видит и слышит дельфин  •  Размножение дельфинов  •  Микроморфология нервного аппарата языка и гортани черноморского Дельфина-Афалины  •  Адаптация к водной среде у дельфинов  •  Как быстро плавают дельфины  •  Заболевания и лечение дельфинов  •  Особенности поведения китообразных